1 декабря 1992 года начал свою работу вычислительно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь, который был образован в результате объединения информационно-вычислительного центра (ИВЦ) Министерства просвещения и вычислительного центра коллективного пользования (ВЦКП) Минвуза. В 2001 году в соответствии с новым Гражданским Кодексом Республики Беларусь центр был переименован в учреждение «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь».
Перед созданной структурой стояли две основные задачи, которые сохраняют свою актуальность и сейчас:
1. Выполнение функций головной организации отрасли по вопросам разработки и внедрения информационных технологий в системе образования Беларуси, координация всей деятельности по вышеназванному направлению, выполнение функций заказчика при проведении разработок по информатизации системы образования и т.д.;
2. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности системы образования, включая ведение государственной и отраслевой статистической отчетности, автоматизацию процессов сбора и обработки информации, формирование и ведение баз и банков данных, формирование аналитических материалов на основе обрабатываемой информации.
С начала своего существования ГИАЦ Минобразования шёл в авангарде только зарождавшихся в Беларуси процессов информатизации. Сотрудники научно-исследовательского сектора ГИАЦ Минобразования стали первопроходцами белорусского Интернета: уже в 1994 году ими было осуществлено подключение первой IP-линии, с которой начала свою работу сеть UNIBEL (до этого момента для белорусских пользователей была доступна только электронная почта). На базе этой сети в 1995 состоялась первая международная онлайн-конференция «Интернет в Беларуси».
Основная задача сети UNIBEL может быть сформулирована как обеспечение наиболее эффективного использования информационных ресурсов глобальных компьютерных сетей:
преодоление разобщенности университетов, институтов, научных центров, лабораторий групп исследователей и отдельных ученых, преподавателей и студентов в вопросах использования информационных технологий и средств коммуникаций;
преодоление трудностей в распространении новых идей, научных результатов и публикаций по различным проблемам, и в первую очередь, по проблемам информационных технологий;
обеспечение выхода в мировые образовательные и компьютерные сети, предоставление доступа к международным информационным, вычислительным и программным ресурсам;
обеспечение эффективной эксплуатации информационных ресурсов Республики Беларусь в целом;
проведение единой технической политики в области компьютерных коммуникаций в образовании и науке;
обучение и распространение информационных технологий, распространение культуры Internet.
Сеть UNIBEL имеет свою зарегистрированную в Европейской службе регистрации сетей (RIPE) автономную систему, а также большой пул IP адресов класса С. Долгое время сеть выполняла роль представителя Республики Беларусь в TERENA (Trans-European Research and Education Networking Association).
Сеть UNIBEL участвовала в ряде международных проектов, в частности, при поддержке зарубежного гранта было создано оптоволоконное кольцо в Минске с размещением коммуникационного оборудования на телефонных станциях (проект Интернет). Такое решение позволило решить проблему последней мили и обеспечить оптимальные условия для подключения пользователей, так как конечным пользователям необходимо было лишь подключиться к оборудованию, расположенному на ближайшей телефонной станции. Это оптоволоконное кольцо до сих пор эффективно эксплуатируется.
Главный информационно-аналитический центр Министерства образования создал и поддерживает в актуальном состоянии ряд важнейших для республики банков данных: банк данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; банк данных о детях, выезжающих на оздоровление за рубеж; банк данных о детях с особенностями психофизического развития; банк данных одаренной молодежи. Перевод огромного массива «бумажных данных» на электронные носители позволяет оперативно работать с информацией, что в условиях динамичной современности напрямую влияет на эффективность принятия решений.
Важнейшее направление деятельности ГИАЦ ‒ это информационно-аналитическая поддержка работы Министерства образования, а точнее центрального аппарата управления Министерства образования Республики Беларусь. Речь идёт в первую очередь о статистической информации о процессах, происходящих в образовательной отрасли нашей страны. Необходимо отметить, что на сегодняшний день ГИАЦ обрабатывает всю статистическую отчётность по отрасли образования, что составляет более 30 форм централизованной, нецентрализованной, ведомственной отчётности.
Некоторые формы отчётности предоставляется не только в Минобразования, но и в другие ведущие министерства и ведомства, такие как Генпрокуратура, Комитет государственного контроля, Минфин и т.д.:
«4-расходы (Минобразования)» - информация о выполнении декрета №18;
Формы «Абитуриент» - информация о ходе вступительной компании в учреждения образования (высшего, среднего специального, профессионально-технического).
На основании собранной информации ежегодно формируются статистические сборники, информация из которых невероятно востребована как в Министерстве образования, так и в других органах государственного управления Республики Беларусь.
При непосредственном участии ГИАЦ Минобразования был осуществлен ряд разработок в рамках реализации мероприятий следующих государственных и отраслевых программ и проектов:
1. В рамках реализации подпрограммы «Компьютеризации населения» Президентской программы «Бытовая электроника» (1998-1999 гг.) разработаны:
2. При реализации республиканской программы «информатизация системы образования» (1998-2006 гг.) разработаны:
программно-методические комплексы в поддержку преподавания предметов общеобразовательной школы – 9.
автоматизированные списки – 1.
3. В рамках отраслевой программы «электронный учебник» по разработке электронных образовательных ресурсов для системы образования Республики Беларусь (2007-2010 гг.) созданы:
Специалистами центра разработаны организационно-технические и программные меры, которые позволили открыть на базе ГИАЦ Минобразования удостоверяющий и регистрирующий центр, что обеспечило возможность выдачи электронной подписи для передачи документов в электронном виде. Удостоверяющий и регистрирующий центр получил соответствующую лицензию Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь.
Среди разработанных систем по сбору и обработке информации можно выделить следующие: «Электронное образование», «Госзаказ на подготовку кадров» и некоторые другие.
Постоянный рост объёмов информации и возникновение всё новых угроз в информационном пространстве вызвали необходимость в жёсткой систематизации данных и создании надёжных систем защиты. В связи с этим ГИАЦ Минобразования разместил свои информационные ресурсы на республиканской платформе beCloud, действующей на основе облачных вычислений, и оказывает содействие организациям, подведомственным Министерству образования, в перемещении своих ресурсов на платформу республиканского центра обработки данных.
Одно из малозаметных, но очень важное направление нашей деятельности – это сервисное обслуживание, включая поддержку функционирования локальной сети центрального аппарата управления Министерства образования. Непосредственно ГИАЦ поставлена задача обеспечивать качественную видеоконференцсвязь с регионами, областными управлениями образования, учреждениями образования, расположенными вне Минска. Это достаточно сложная техническая задача, так как количество участников видеоконференции может быть большим, при этом качество каналов связи с регионами не всегда удовлетворяет предъявляемым стандартам.
Важная роль отводится ГИАЦ по сбору, обработке и, главное, анализу информации о деятельности всех учреждений образования Республики Беларусь с точки зрения оценки их работы на основании утвержденных критериев и показателей. В перспективе ГИАЦ должен обеспечивать построение различного рода рейтингов учреждений образования по различным критериям их деятельности. Это очень важная работа и проводить её должны независимые квалифицированные специалисты, которые в состоянии объективно оценить деятельность учреждений образования различного уровня.
ГИАЦ Минобразования отводится ключевая роль при переходе на критерии и показатели, используемые в международной статистике образования. От того, как будет представлена наша система образования в международных структурах, зависит рейтинг страны в целом, возможность привлечения в Республику Беларусь иностранных студентов и внешних инвестиций. В настоящее время эта работа только начата и делать её нужно очень профессионально, со знанием особенностей организации образования в нашей стране и специфики нашей системы образования.
В связи с потребностью в актуальной информации о процессах информатизации, ГИАЦ Минобразования учредил научный журнал «Цифровая трансформация», в котором освещаются важнейшие вопросы развития и использования информационных технологий в белорусской и международной практике.
За последние годы ГИАЦ Минобразования принимал участие в реализации таких государственных научных и научно-технических программ, как:
• Государственная научно-техническая программа «Информационные технологии»;
• Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 гг.;
• Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 гг.
3 октября 2017 года Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь прошел аккредитацию в Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь и Национальной академии наук и вновь подтвердил свой статус научной организации, что позволяет ему успешно продолжать исследования в области естественных, технических и общественных наук, которые содействуют активному внедрению информационных технологий в образовательный процесс.
Сотрудники ГИАЦ Минобразования принимали участие в научно-исследовательских разработках библиометрической методики отбора и оценки мировых научных периодических изданий; методики и рекомендаций по проведению экспертизы программных продуктов, предлагаемых для внедрения в систему образования Республики Беларусь; разработке технического задания по созданию информационной системы «Регистр учащихся учреждений дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования Республики Беларусь».
В период с 2003 по 2010 год ГИАЦ выполнял функции опорного пункта (Focal Point) Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Совместно с Институтом ГИАЦ участвовал в различных исследованиях, семинарах, конференциях по вопросам информатизации образования, что позволило использовать ценный зарубежный опыт для внедрения информационных технологий в систему образования Беларуси.
Долгие годы учреждение являлось координатором реализации проектов в области образования Программы Erasmus+, финансируемой Европейским союзом. В 2015 году ГИАЦ Минобразования выступил организатором выставки Erasmus+, где были представлены образовательные программы для студентов, докторантов и сотрудников высших учебных заведений, а также совместные магистерские программы Erasmus Mundis.
Главный информационно-аналитический центр Министерства образования ежегодно участвует в организации и проведении научно-технических выставок и конференций в рамках конгрессов ТИБО и международных выставок «Перспективные технологии и системы: информатика, телекоммуникации, безопасность». На данных выставках учреждение представляло программные продукты «Электронный журнал» и «Электронный дневник» и другие программные средства обучающего назначения, а также компьютерную сеть UNIBEL. На протяжении 2012-2016 годах ГИАЦ Минобразования был награждён дипломами участника международного специализированного форума по телекоммуникациям, информационным и банковским технологиям «ТИБО». В 2013 году была получена Интернет-премия «ТИБО-2013» (диплом за III место в номинации «Культура и искусство»).
ГИАЦ Минобразования совместно с Министерством образования Республики Беларусь организовали проведение I Международной специализированной научно-технической выставки-форума «Информационные технологии в образовании» – ITE-2017. В Беларуси ITE-2017 стало первым событием такого масштаба в сфере образования. Партнёрами мероприятия выступили такие компании, как Softline, MTC, ZTE, Velcom, beCloud, Microsoft, life, Мапсофт, Аверсэв, Физикон, Inventolabs, HORIZONT, а также Банк развития и БГУ. ITE-2017 стало крупнейшей платформой для открытого диалога более 3000 участников, заинтересованных в вопросах информатизации: представителей учреждений образования, органов управления системы образования и мировых поставщиков информационных технологий. Выставка-форум ITE-2017 сыграла роль мощнейшего импульса для установления деловых контактов между представителями системы образования и поставщиками информационных технологий.
На протяжении 32 лет ГИАЦ Минобразования ведет масштабную работу по сбору и обработке и анализу статистической информации в области образования, а также осуществляет координацию деятельности по внедрению информационных технологий в учреждения образования. Центр занимается ведением государственной статистической и ведомственной отчётности; созданием и ведением отраслевых баз данных статистической информации; разработкой статистических сборников. Также ГИАЦ Минобразования занимается развитием средств телекоммуникаций и информационных ресурсов в Республике Беларусь, включая проектирование, строительство, эксплуатацию и предоставление услуг сетей передачи данных, обучение пользователей. Центром проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по проблемам информационных технологий, телекоммуникационных сетей и систем, по созданию и актуализации информационных ресурсов.
Современная жизнь разворачивается в глобальной конкурентной среде, поэтому перед ГИАЦ Минобразования стоит сложнейшая задача: стать координатором взаимодействия представителей системы образования и крупнейших производителей информационных технологий для внедрения новейших достижений науки и техники в образовательный процесс. Это позволит повысить конкурентоспособность системы образования Беларуси на международном уровне и ускорить процесс вхождения страны в глобальную экономику знаний.